Славянские праздники декабря (месяц Студень)

Наш Телеграм 16 Чертогов

декабрь в древне-славянской традиции и славянские праздники в декабре

Главные славянские праздники декабря - Святки, Коляда, Щедрец

С 1 декабря наши предки начинали учить своих детей грамоте, для чего заранее договаривались с людьми образованными.
С 25 декабря начинались на Руси Святки – весёлое время для всех возрастов. Утро дети проводили в «славлении» и «виршевании».
В Исконной Традиции празднуем мы в месяце Стужене Коляду – один из главных Кологодных Праздников, приуроченный ко Дню Зимнего Солнцестояния. Коляда – нарождающееся Солнце в «ночи года». С Коляды начинается Новый Природный Годовой Круг. Коляду празднуют с 24 на 25 декабря, когда Солнце начинает своё видимое движение.
Накануне Солнцестояния отмечают самый короткий день в году – Корочун. Обычно Корочун отмечают в ночь с 21 на 22 декабря, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. С 25 декабря до 5 сеченя (января) отмечают Большие Велесовы Святки.
С 26 декабря начинались гадания и переряживания. По древним поверьям, с этого вечера начинаются бесовские потехи. Ведьмы сдружаются с нечистой силой и летают на шабаш, скрадывают с неба месяц и звёзды.
31 декабря отмечается семейный Праздник Щедрец – щедрый вечер, добрый вечер. Славяне вечером ходят по домам щедровать и поют щедровки – песни, в которых величают хозяина. За щедровки награждают подарками.
В древних народных поверьях стужень был месяцем не менее важным, чем другие месяца.
Источник
А так же из другого источника.
3 декабря - День памяти богатыря Святогора
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — русские богатыри, о которых сложено немало прославляющих былин. Среди богатырей земли русской известен еще один — человек-великан Святогор.
Святогор известен как богатырь русского былинного эпоса, который выступает в некоторых встречах с Ильей Муромцем.
Святогора в былинном эпосе изображали огромным великаном, «выше леса стоячего». Его тело с трудом вынашивала мать-сыра земля. Он не ездил на святую Русь, а проживал на высоких Святых горах. Если Святогор пускался в дорогу, то мать-сыра земля сотрясалась — леса колыхались и реки выливались из берегов.
Ко времени первых столкновений с печенегами относится боярский курган Гульбище, в котором с большим почетом похоронен знатный богатырь Святогор. Его вещи и оружие имели огромные размеры — они в полтора-два раза больше, чем вещи обычных людей.
Этот Великий богатырь был ярко описан в Славянском эпосе, в былине об Илье Муромце. Там его размеры и сила преувеличены, но, по мнению исследователей, подобный человек-великан на самом деле ходил по земле русской.
4 декабря - День Марены.
В славянской мифологии Марена (Марана, Морёна, Маржана, Маржёна) связывается с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы. Богиня Марена устанавливает на земле свое Царство снегов и морозов до прихода Весны.
Мара-Морена издревле почиталась как Тёмный Лик Великой Богини — Матери всего сущего. Если Светлая Жива даёт всякому животу жизнь и тепло, то Тёмная Мара обрекает всё отжившее на смерть и хлад. Созидание и разрушение, жизнь и смерть — две стороны Бытия, которые не существуют по отдельности, но действуют всегда сообща. Без смерти нет обновления и возрождения.
В славянской мифологии Марена величается Зимней и кощной Владычицей, Кощной Повелительницей (Повелительницей Смерти). К этому дню устанавливается полноценная зимняя погода. На зачине не произносились никакие славления, не приносились жертвы и требы. Обавница провозглашала:
«А ни Мара ни Морока не смиемо славити».
После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, шли на болото, где тушили горящие головни в болотной елани (незамерзшей трясине).
Обрядовая пища в этот день включала кисель, оладьи, морковь, репу.
14 декабря - Наумов День
Наумов день на Руси не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» — надоумить, научить.
Когда-то на Руси существовал обычай в этот день приводить детей к учителю, которого почитали особо, считая его работу чрезвычайно важной и трудной. По обычаю, мать в это время должна была причитать по своим детям, отправляющимся учиться, потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно.
В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
У учеников же существовало несколько «ритуалов», чтобы хорошо сдать экзамен. Например, такие:
1. Перед тем, как заходить к экзаменаторам, читать три раза, не давать переписывать со своего листка: «Как светло воскресенье, так и голова моя светла. Как любит меня матушка, как любит меня батюшка, дедушка и бабушка. Как они меня всегда лелеяли и жалели, так бы и вы меня, мои учителя, пожалели».
2. Читать, когда идешь на экзамен:
«Я в бурсу иду, урок отвечать, знания защищать. Какое бы слово ни сказал, все бы похвалу получал».
21 декабря - Карачун. День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога) приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года 21 или 22 декабря) — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день особенно властвует грозный Карачун — божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.
Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».
В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.
Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов.
25 декабря - Коляда.
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла. Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних святок, проходивших с 24 декабря по 5 января.
Славяне отмечали Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и начинало разгораться зимнее солнце (то есть в период зимнего солнцестояния).
Перед празднеством кудесник выл волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносилась братина с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и приговоры на обрядах во время праздников) восклицал:
«Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!»
Колядовать дети собирались под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святочные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки.
Коляда — веселое, желанное божество.
Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.
Праздник заканчивали игрищами. Обязательно нужно было вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».
Источник

Чертог Змея и Чертог Ворона

Рожденные с 27 ноября - 16 декабря - это Змей, а рожденные с 16 декабря - 10 января - это Ворон. В декабре есть два славянских чертога из Круга Сварога: чертог Змея и чертог Ворона.

праздник коляда в современности
Славянский праздник Коляда в наши дниФото отсюда


(Обновлено Ноябрь 28, 2024 в 6:00am )
Написано