Главные славянские праздники февраля Волчьи Святки, Велесов День, Именины Кикиморы, Весновей и Кащеев День
1-2 февраля — Громница. Праздник был посвящен Богине Молнии, которую считали женой Бога Перуна и называли Додоля-Маланьица. Считалось, что именно в это февральское, самое холодное время может начаться настоящая гроза с громом и молнией, которая как бы говорила людям, что в любые времена всегда есть надежда! За надежду на приход скорой весны и прославляли в старину Додолю-Маланьицу.
3 февраля — Велес или «Волчий сват». По старославянскому календарю праздников этот день назывался «Святодень» и был ознаменован, как Велес или Волчий сват, который предшествовал началу (4 февраля) малых Велесовых святок, которые длились до 11 февраля.
Каждый день Малых Велесовых Святок носит свое название:
4 февраля приходит Велес Студеный.
5 февраля Велес Коровятник, в народе иначе Агафья Коровятница (христианское название праздника). По поверьям, в этот день Малых Велесовых Святок по деревням ходит коровья смерть, женщины проводят обряд её изгнания.
6 февраля день Велеса Телятника. С этого дня рождаются телята. Проводят обряды, чтобы коровы родили крепких телят, например, окуривают хлев травами с чабрецом.
7 февраля Велес Лукавый.
8 февраля Велес Серповидец, с этого дня начинают готовить серпы и другие инструменты к лету.
9 февраля Велес Житный Дед. Близится окончание зимы, в этот день плетут лапти на новое лето.
10 февраля Велес Зимобор. Последний день Малых Велесовых Святок, после которого наступает День Велеса, а зима идет на убыль.
Бог Велес. Хозяин богатств земных, владыка удачи и покровитель всей дикой природы, установивший день и ночь, зиму и лето, вдох и выдох поднимался из своего подземного царства, что бы снова вдохнуть жизнь в мир. Этому и посвящены святки, которые длятся с 4 февраля и заканчиваются Великим Днем Велеса 11 февраля.
Велесова Среча – это праздник, который помогает очиститься от зимних проблем и пробудиться от долгого сна, который навеял ледяной холод. Хотя это было трудное время голода и холода, святочные дни пришли на помощь, наполняя каждый из них особым значением.
11 февраля отмечался большой велесовый день. Коляда, конечно же, был прекрасным праздником, но так важно было встретить весну в нашем резком климате, предвещающую теплое и плодородное лето. Наши предки ждали, встречали и призывали весну, помогая ей прийти. Они надеялись, что она придет с теплом, хорошей погодой и достойным урожаем.
Это время считалось переходным, загадочным, пугающим, но и величественным. Брачные стаи волков стали главным символом этого периода. Святки также называли волчьими, а бога Велеса - волчьим сватом. Сам Велес всегда являлся одним из самых загадочных божеств у славян. Он властвовал и днем, и ночью, зимой и летом, был правителем подземного мира, владыкой всей жизни и покровителем искусств. Бог плодородия и удачи одновременно являлся волшебником и оборотнем.
Каждый день малых святок был посвящен определенному обряду, а большие святки Велеса завершались Велесовым Днем, когда зима под властью Велеса лишалась своей силы и уходила.
В дни Велеса волхвы проводили священные обряды, доступные лишь немногим. О них известно немного, но их суть сводилась к пробуждению и активации мощных сил. Сами святочные дни не считались очень праздничными. Они больше посвящались обрядам и ритуалам, чем веселью. Веселье наступало позже, с приходом весны (отмечалась Комоедица с блинами). Но силу, восходящую в природе в начале февраля, старались использовать в своей жизни и для решения своих проблем. Это было магическое время для приобретения силы, здоровья, благополучия и удачи в жизни.
Источник
16 февраля отмечаются Именины Кикиморы – день, когда люди творят обереги дому.
У христиан на эту дату приходился день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой. Иногда она помогает хозяевам, предупреждает их о беде, но иногда сама вредит по мелочам.
В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу Морены и Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Также в народе говорили: На Маремьяну Ярило – с вилами. Ибо, по поверьям, о сию пору Ярило Велесич воздевает зиму на вилы.
КИКИМОРА – дух ночных кошмаров и домашней плесени. Своё название получила от шишимора, где шиш – нечистый дух, а мора – олицетворение сил Богини Мораны.
Верование нашего народа в кикимор началось с незапамятных времён и принадлежит к особенному мифу русской демонологии. Живёт на белом свете нечистая сила (кикимора) сама по себе. Ни с кем-то она, проклятая, не знается, ни с кем не роднится; нет у неё ни брата, ни сестры; нет у неё ни двора, ни кола, а пробивается, бездомная, где день, где ночь. Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку, никем не ведаючи. Стучит, гремит от утра до вечера, а с вечера до полуночи свистит, страху на домочадцев наводит. С той беды великой пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой.
Часто бьёт Кикимора по ночам посуду, рассыпает крупу, лук и даже ломает мебель. Любит она и детей постращать. Но особая её слабость – выдёргивать по ночам волосы у мужчин и выщипывать перья у птиц. Если же кикимора решит доделать за вас какую-то работу, то она все безнадёжно испортит, испачкает, замусолит – вовек не распутаете пряжи и не отстираете забытую на диване вышивку. Кикимора может даже выгнать из дома хозяев своими причудами.
Конечно, как и любую другую чародейную силу, Кикимору можно на время ублажить: перемыть всё в избе настойкой горького корня папоротника, который Кикимора очень любит. Но лучше всего все же изгнать Кикимору из дома навсегда, позвав в нужный день для проведения обряда волхва.
Поселившись в доме, Кикимора нередко становится супругой Домового и если тот работящий да весёлый, то и характер Кикиморы может перемениться в лучшую сторону. Ну а если же Домовой лентяй да проказник – тут Кикимора проявит всю свою кикиморочью натуру, ибо Кикимора, в отличие от Домового – злой дух дома, тёмная его сторона.
Кикимора, как правило, не показывается людям, но утверждают, что она маленькая, безобразная, неопрятно одетая старушонка. Увидеть её – к большому несчастью, даже к смерти.
Именины Кикиморы отмечаются 16 февраля. Отчего в этот день хмельными ходят Домовой с Дворовым и колобродят всю ночь до утра, не давая отдыха ни хозяевам, ни домашним животным.
Источник
21 февраля — Весновей или Стрибог Зимний.
В старину считалось, что в этот день внуки Стрибога, то есть холодные ветры приносят самыми первыми известия о приближении весны, чему все радуются и ждут с нетерпением окончания холодной зимы.
В христианстве, 21 февраля, праздновали — Тимофея Весновея.
Кащеев день — 29 февраля. В славянском календаре эта дата считалась праздником одного из воплощений Чернобога-Кащея, увеличивающего власть зимы и холодов еще на один день.
Конец зимы традиционно связан с различными масленичными обрядами и встречей весны. При этом весна, свет, солнце, добро обычно в народной мифологии противопоставляются зиме, темноте, злу. Возможно, поэтому (из-за удлинения зимы на один день) високосный год исстари считался недобрым, а его дурная слава связывалась с верой в увеличение количества жертв и увечий, несчастной и скорой смерти.
Кащею-Чернобогу как воплощению зла на земле приписывались особая кровожадность, агрессивность, мятежность.
Соответственно високосный год считался годом войн, раздоров, революций, смертей.
Согласно дохристианским представлениям жизнь и смерть — это такие же формы существования, как добро и зло, светлые силы олицетворял Белобог, темные — Чернобог (он же Кащей). Христианство наложилось на представления о Чернобоге и Белобоге достаточно естественно — Белобог стал просто Богом, а Чернобог-Кащей превратился в сатану, дьявола, черта.
Поскольку в христианских святцах на 29 февраля приходятся именины Касьяна, то и на восприятие этого святого народом тоже сильно повлияли древнеславянские верования. Созвучие Кащей — Касьян стало основой переноса характера и черт славянского божества на православного святого. Так что в итоге Чернобог-Кащей, а за ним и Касьян стал весьма противоречивым персонажем: с одной стороны — святой, с другой — демон, мрачный хромой старик с посохом в руке.
Фактически народный святой Касьян не имеет никакого отношения к Иоанну Кассиану Римлянину, который и стал Святым Касьяном в православной традиции. Русский народный Касьян — это бессмертный суровый старик, сторож у адских врат, грозный судья, которого боятся и живые, и мертвые.
Почему Касьяновы именины случаются раз в четыре года, объясняет народная легенда. Касьян поставлен на стражу ада, и Господь отпускает его на отдых только раз в четыре года. В отсутствие Касьяна эти обязанности исполняют 12 апостолов.
Источник
Чертог Медведя и Чертог Бусела
Рожденные в январе с 10 января по 3 февраля - это Медведи, а рожденные с 3 февраля по 28 февраля - это Бусел (Аист). В феврале есть два славянских чертога из Круга Сварога: чертог Бусела и чертог Медведя.