Славянские праздники сентября (месяц Вересень)

Наш Телеграм 16 Чертогов

Сентябрь в древне-славянской традиции и славянские праздники в сентябре

Главные славянские праздники сентября - Трапеза в честь Лады, Род и Рожаницы, День Волха Змеевича, День Сварога, Родогощ

1-е вересеня (сентября) – Макошино Полетье – «старое бабье лето» –череда святодней с 1-го по 7-е вересеня, посвящённых Макоши. В замосковских селениях этот период называли «бабьим летом».
Говаривали: «Бабье лето восемь дней».
8-е вересеня (сентября) – День Рода и Рожаниц – Праздник всего рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия.
14-е вересеня (сентября) – Змейник Осенний – один из Святодней, посвящённый Вещему Велесу.
Об этом дне в народе говаривали:
«Смекай, баба, про капусту на Велеса-Змейника».
«У доброго мужика на Змейник и пирог с капустой».
15-е вересеня (сентября) – гусепролёт, гусари. Гусиные промышленники и охотники праздновали этот день особенными обрядами. Главным действом был показ гусей – бойцов на похвальбу всей охоты.
18-е вересеня (сентября) – последние журавли улетают на теплые моря.
20-е вересеня (сентября) – Листобой (Стрибог Осенний). В этот день холодные ветры – Стрибожьи внуцы – приносят осенние холода, перемежаясь с последними теплыми деньками.
21-е вересеня (сентября) – Заревицы. С этого дня в старину бояре начинали замолотки. Топились овины, около них собирались молотильщики и всю ночь проводили с песнями и играми.
24-е вересеня (сентября) – Родогощ, Радогощь – один из четырёх важных Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Самый крупный осенний Праздник Урожая.
Источник
А так же.
14 сентября - Новолетие, Славянский Новый год
Новолетие, или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Эта дата в православном календаре также считается первым днём нового церковного года — Началом индикта.
На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами.
В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё — перебираться в новые дома и справлять новоселье. Также к этому дню надо было закончить все торговые и хозяйственные договоры и сделки, уплатить дани, оброки и пошлины.
Ещё одной традицией праздника были обряды «пострига» — посвящения в воинство и крестьянство детей, достигших возраста 3–4 лет. И всё это сопровождалось песнями, гуляниями и пирами.
Кстати, по мнению астрономов, днем празднования Нового года может быть абсолютно любая дата, так как понятие «начало года» носит весьма условный характер. Ведь все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принимать за начало отсчета.
15 сентября. День памяти князя Олега
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Летопись рассказывает, что в 911 году князь Олег, прозванный «вещим», после успешного похода на Константинополь (славянск. — Царьград) заключил договор с Византией. Согласно «Повести временных лет» это событие произошло: «...Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420...», что соответствует 15 сентября по новому стилю.
Одним из главных результатов похода историки называют заключение торгового договора, согласно которому русские купцы могли вести беспошлинную торговлю. Олег прибил свой щит — символ победы — на воротах Царьграда.
Во время правления (882—912) Олег объединил разрозненные славянские племена в единое государство — Киевскую Русь. Но для этого пришлось захватить Киев, где в то время сидели дружинники Рюрика Аскольд и Дир, убитые князем во время небольшого похода. Правив на престоле, как регент, Олег дал воспитание сыну Рюрика — Игорю.
Чудские Волхвы предсказали князю Олегу гибель от верного коня. Так оно и свершилось, хотя и после смерти самого животного.
21 сентября. День Рода и Рожениц. Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию, приходился на 8 сентября по старому стилю, по новому — это 21 сентября.
После зачина, на котором были обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинался обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) клали в домовину из моркови, торжественно относили на пустырь и зарывали в могилу, чем обозначали оцепенение насекомых на время наступающей зимы.
После «похорон» начиналась обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показывались на короткое время из леса и убегали. Вдогонку пускались парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускали, а вторую вели к капищу, где также отпускали, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.
Праздник заканчивался рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и игрищами.
Игрища начинались с хоровода около самой старшей из женщин, в руках у которой был хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делили и раздавали для лечения людей и домашних животных.
Считалось, что после праздника Рода и Рожениц наступает «бабье лето».
22 сентября - Праздник Лады
Особый статус Лады — великой богини весенне-летнего плодородия и покровительницы свадеб, брачной жизни — обусловил множественность посвященных ей праздников у славян: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой обряды обычно были приурочены к весенне-летнему и осеннему циклу праздников.
В частности, именно у Лады и ее дочери Лели (Лельник) испрашивали разрешения закликать весну. Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ. Остальные обряды были связаны с весенне-летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых и последних колосьев.
На праздник Красной горки, который в большей степени был посвящен Ладе, девушки вели игру «А мы просо сеяли, сеяли». Местом ее проведения был холм (красная горка). Играющие делились на две группы — одна пела о посеве проса, другая — о его вытаптывании. Вытаптывание обозначало завершение всего цикла — обмолот хлеба.
Возможно, именно подобное игрище описывал летописец, отмечавший, что славяне «устраиваша игрища межю селы и ту умыкаху жены себе». Исследователи также установили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополучия будущего брака. Нередко именно в середине лета, к осени, принималось решение о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значительно позже, после окончания полевых работ.
Цикл прославления богини завершался после уборки хлебов (в конце августа — начале сентября), поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был праздник осеннего равноденствия.
27 сентября. Закрытие Сварги (Вырий)
Славяне считали, что в этот день Землю покидает богиня Жива — олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека — то есть весны, и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима.
Заканчивается уборка урожая — люди благодарят Живу за то, что не дала умереть с голоду, а послала плодородие на Землю. Духи Предков с этого дня не опускаются на землю.
Птицы улетают в теплые края — славяне верили, что они перелетают в верхний мир, где живут души умерших. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.
Вырий (или Ирий-сад) — это древнее название Рая у восточных славян. На Руси верили, что светлое небесное царство находится по ту сторону облаков или же у теплого восточного моря, там, где бесконечное лето.
В Раю растет мировое древо (полагали, что это береза или дуб), у вершины которого обитали птицы или души умерших. Ключи от Ирий-сада были некогда у вороны, но та прогневила богов, и ключи передали ласточке.
По свидетельству народных легенд, в Ирий-саду, у колодцев, находятся места, приготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей. Это студенцы с чистой ключевой водою, вокруг которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки, и сладко поют райские птицы.
Источник

Чертог Девы и Чертог Вепря

Рожденные с 30 августа по 22 сентября - это Дева, а рожденные с 22 сентября по 14 октября - это Вепрь. В сентябре есть два славянских чертога из Круга Сварога: чертог Девы и чертог Вепря.

осеннее равноденствие
Праздник осеннего равноденствия Фото отсюда


(Обновлено Ноябрь 28, 2024 в 6:00am )
Написано