Имя Перуна упоминается в тексте гипотетического мирного договора, якобы заключенного между русскими и представителями Византийской империи после похода Олега в 907 году. Хотя подлинность экспедиции и договора сегодня подвергается сомнению, тот факт, что члены княжеской военной свиты клялись именем Перуна, говорит многое о культурном климате, который еще царил на Руси примерно в XI веке, во время создания летописи Нестора.
Подобно германскому Тору, Перун, помимо своей благородной, воинственной формы, имел и более народную форму. В его свете Перун был покровителем кузнецов, мастеров, пользовавшихся чрезвычайным уважением в индоевропейских сообществах на протяжении тысячелетий.
Святость божества распространялась и на связанные с ним предметы. Чтобы защититься от бури, русские закапывали под порог молоток или топор. Небольшой молоточек также был частым оберегом. Его носитель получал хотя бы часть силы Перуна и, таким образом, мог противостоять силам зла.
В позднейшей системе русского средневекового дуализма Перун превратился в святого Илью – громовержца.
© 16 чертогов славян: Бог Перун
Перун — высший бог славянской мифологии; бог молнии и грома, бог клятв, бог весны и плодородия, бог дождя и земледелия в целом. Его символы — дуб, считающийся его священным деревом, ирис и топор.
Этимология имени бога Перуна
Большинство лингвистов выводят имя Перун из значения «тот, кто наносит удар». Старый индоевропейский корень *per-, *perk-, *perg означает «удар».
То есть праславянское слово Перун (ПЕР-УН) — это имя, происходящее от индоевропейского слова ПЕР или ПЕРК, что означает сильный удар или сильный взрыв. Слово ООН (-УН) обозначает человека, который выполняет или тот, кто делает.
Мы также можем видеть определенную связь с хеттским перунаш («скала»).
Имя Перун означает силу, гром и молнию. Бог войны, бури, неба, грома и наказания молниями был древнеславянский бог Перун. Его изображают в виде человека с длинной седой бородой и синими усами, едущего через пространство на божественной колеснице, держащего в правой руке топор (или молот), а в левой — уздечку. Он должен был бросить молот или топор в злых людей и злых духов.
Некоторые учёные усматривают связь имени Бога Грозы с такими
словами, как «первый» и «правый». Что касается «первого», то Перун действительно был главнейшим Богом в языческом пантеоне Киевской Руси и, вероятно, старшим сыном Сварога.
Не лишено смысла и сближение его имени с «правым». Наши предки считали Перуна учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.
© 16 чертогов славян: Бог Перун
Легенда о Перуне
Перун, в большой степени «ответственный» за плодородие, имеет особое отношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая неразумная женщина отправилась в поле работать в праздник Перуна (20 июля), чего по обычаю делать было нельзя. Рассердившийся Перун сдержал поначалу свой гнев. Но когда ребёнок, оставленный на меже, обмарал пелёнки и мать вытерла его пучком хлебных колосьев (по другой версии, осквернению подвергся кусок печёного хлеба) – беда разразилась: поднялся вихрь и унёс в тучу весь урожай.
Часть его всё-таки удалось отмолить обратно, но «стоколосым» (по сотне колосьев на каждом стебле) хлеб никогда уже больше не родился…
Перун среди других народов
"Перун – славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода – непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего Громовержца (Тора) скандинавы, соседи и родственники славян по индоевропейской семье народов.
Надо ли говорить, что огненно-золотой цвет бороды Бога Грозы отнюдь не случаен! Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой туче. Скандинавские сказания отмечают,
что разгневанный Тор «потрясал волосами». Какого цвета были волосы у Тора, определённо не сказано, а вот у славянского Перуна они действительно как грозовая туча – чёрно-серебряные. Недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат». Славяне видели своего Бога мчащимся среди туч верхом на коне либо в
колеснице, запряжённой крылатыми жеребцами, белыми и вороными." (Из книги М.Семеновой "Мы - славяне!")
имя бога Перуна в том или ином значении множество раз встречается даже в таком древнем писании, как Махабхарата, например: "Ты - это облако, ты - Ваю, ты - огонь, происходящий от молнии в небе. Ты - гонитель толп облаков, именно тебя называют Пунаргхана, ты - страшный и несравнимый Перун, ты - грохочущее облако! Именно - ты творец миров и их разрушитель, о непобедимый!" или: "Некогда для могучего Индры был создан перун для убийства Вритры, он разлетелся на десятки и сотни кусков в голове Вритры. И отколовшаяся часть перуна почитается Богами. Всякое средство, которое существует в мире, считается телом Перуна. У брахмана такая частица перуна в его руке, у кшатриев она в колеснице, вайшьи владеют ею в виде своих щедрот, а у шудр она - в их обязанностях. Кони у кшатриев - это также частица перуна, поэтому кони их считаются неприкосновенными".
Болгары, русские, сербы, румыны, хорваты, словенцы и украинцы до сих пор знают могущественного Бога по имени Перун. Поляки называли его Пьорум, чехи Пераун, а балтийские народы Перкунас. Вера в Перуна в определенных точках мира (исторические символы и их анализ тому подтверждение) подтверждается сообществом славян и литовцев. Символы бога Перуна одинаковы у всех прибалтийских народов, только имя звучало по-разному. Даже у древних греков и древних римлян основы и атрибуты бога грома, бури и молнии одинаковы. Он считался вершиной божественного порядка у всех народов, но назывался по-разному. Все это учит нас тому, что все жители Земли когда-то уважали вселенную и все явления, естественные и сверхъестественные, гораздо больше. Мы были более связаны и религиозны.
Перун как Божество был настолько почитаем славянами, что они приняли его за первого Бога Сварога. Верховный бог Сварог почитался славянами как отец всех богов. Сына Сварога Перуна за его величие прозвали Перуновым-Сварожичем. Необычайная связь между ними заключалась и в вращении колеса Сварога (по старинным поверьям, космическое колесо — это вселенная Сварога, вращающаяся вокруг полярной звезды, являющейся центром колеса Сварога). Говорят, что Перун чихает бурями и молниями и раскручивает вселенную Сварога вперед.
Символы Перуна
Как считает исследователь славянства М. Семенова, символ Перуна – так называемый громовый знак, похожий на колесо с шестью спицами. Учёные полагают, что древние люди использовали здесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе к тучам и Небу – на вершинах гор (во всяком случае, на самых возвышенных местах), где раньше всего появляется снег. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки. Его резали и для красоты, и из чисто «практических» соображений – в качестве громоотвода.
Цветком Перуна считается Ирис. Южнославянские народы, болгары и сербы так и называют этот цветок - Перуника или Богиша. В виде шестилепесткового Ириса, судя по раскопкам, делались и святилища Перуна. В каждом лепестке возжигался, либо горел неугасимый огонь, а в центре стоял идол с алтарем или жертвенником.
Символом, амулетом имени Перуна считается не только Ирис (громовой знак о шести лепестках, громовое колесо, Перунов щит, громовник, Перуника, Перунов цвет), но и различные топорики, молоты. Амулеты-топорики часто находят на месте археологических раскопок. Считается, что топорики - амулеты в виде топоров (молотов) - вручались юношам и мужчинам, как обереги, а также являлись отличительной чертой членов царской дружины, чьим покровителем, как уже говорилось, являлся Перун.
Кроме того, символом Громовержца считается изображение молнии и восьмилучевая звезда, которую называют Перуницей. Символы в виде топориков, молний, шестилучевое колесо либо громовой знак с шестью лепестками, стрелы изображаются на капищах этого Бога и его идолах.
Перун - покровитель воинов
Перун – покровитель боевых действий и тем самым воинов, ему клялись перед битвой.
В его святилищах горел вечный огонь, тщательно охраняемый жрецами, чтобы он никогда не погас. Этот огонь зажигали только дубовыми дровами, так как дуб также является символом этого бога. Многие народы связывают своих богов-громовержцев с дубом, греки и кельты не являются исключением.
Славянский мир построен из неба, верхнего мира, этого мира и преисподней. Все три мира соединены мировой осью, которая представлена горой, а чаще всего - деревом, где в сени (небе) восседает Перун в виде орла, сокола или ворона. Так же, он изображается в виде могучего старца, на плече которого или рядом могут сидеть упомянутые выше птицы.
Христианская церковь назвала бога Перуна Ильей Громовержцем
После принятия христианства Православная Церковь запретила молиться прежним Богам, и святилища были разрушены с той же ненужной жестокостью, с какой спустя почти тысячу лет воинствующими атеистами были разрушены церкви.
Однако учёные говорят, что христианство не только «громило» язычество, но и пыталось мирно ужиться с ним, подчинив своей иерархии ценностей. Не случайно особо острые конфликты происходили всё-таки редко, ибо со временем возникал своего рода симбиоз. В частности, приняв крещение, вчерашние язычники продолжали чтить старых Богов, только под новыми именами. Вот и Перун «передал» многие свои качества Илье Пророку, одному из самых почитаемых христианских святых. Другой «наследник» Бога Грозы – святой Георгий, змееборец, что так гордо скачет на белом коне по гербу Москвы. Прерывать
традиции слишком опасно. Умные люди понимали это во все времена, в том числе и тысячу лет назад.